Из литий-полимерных аккумуляторов можно выделить две основные группы — быстро-разрядные (Hi Discharge) и обычные. Отличаются максимальным разрядным током — его указывают или в амперах, или в единицах емкости аккумулятора, обозначаемой буквой «С».

Быстро-разрядные литий-полимерные аккумуляторы называют «силовыми» — такие аккумуляторы применяются для питания устройств с высоким токопотреблением.

Принципы зарядки LI-PO Аккумуляторов:

Заряд большинства Li-Po аккумуляторов осуществляется по достаточно простому алгоритму — от источника постоянного напряжения 4.20В/элемент с ограничением тока в 1С (некоторые модели современных силовых Li-Po аккумуляторов позволяют заряжать их током в 5С). Заряд считается законченным, когда ток достигает падения до 0.1-0.2С. До перехода в режим стабилизации напряжения при токе в 1C аккумулятор набирает примерно 70-80% емкости. Для полной зарядки необходимо время около 1-2 часов. От зарядного устройства нужна точность поддержания напряжения в конце заряда - не хуже 0,01В/банку.

Из зарядных устройств можно выделить два основных типа — простые – 10-40$, предназначенные только для литиевых аккумуляторов, и – 80-400$, предназначенные для обслуживания различных типов аккумуляторов.

Достоинство первых зарядных устройств — низкая цена. Главный недостаток — некоторые из таких устройств не умеет правильно определять окончание заряда. Они определяют лишь момент перехода от режима стабилизации тока к режиму стабилизации напряжения, что составляет примерно 70-80% емкости.

У второй группы зарядников возможности намного шире, как правило, они все показывают напряжение, ток, и емкость в мАч, которую аккумулятор «принял» в процессе заряда, что позволяет более точно определять, насколько заряжен аккумулятор. При использовании зарядного устройства самое главное — правильно выставить на заряднике нужное количество банок в батарее и ток заряда, который, как правило, равен 1C.

Для литий-полимерных аккумуляторов все таки желательно применять «зарядку» именно для своего типа аккумуляторв.

Эксплуатация.

Литий-полимерные аккумуляторы самые прихотливые  из существующих, требуют строгово соблюдения правил:

Нельзя Перезаряжать аккумуляторы

Нельзя допускать короткое замыкание аккумулятора

НЕ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПОВРЕЖДЯТЬ И НЕ РАЗРУШАТЬ УПАКОВКУ

Разряд токами, превышающими нагрузочную способность или приводящим к нагреву Li-Po аккумулятора cвыше 60°С

Разряд ниже напряжения 3V на "банку"

Нагрев аккумулятора выше 60ºС

Хранение в разряженном состоянии

Невыполнение первых трех пунктов приводит к возгоранию, всех остальных - к полной или частичной потери емкости.

 Чтобы не было пожара, надо иметь нормальный зарядник и правильно выставлять на нем число заряжаемых банок.

Необходимо также использовать разъемы, исключающие возможность короткого замыкания батареи и контролировать ток, потребляемый устройством, в котором установлен Li-Po аккумулятор.

Необходимо быть уверенным, что ваше электронное устройство,в котором установлен аккумулятор не перегревается. При +70ºС в аккумуляторе начинает идти «цепная реакция», превращающая запасенную им энергию в тепло, аккумулятор буквально растекается, поджигая все, что может гореть.

Если замкнуть почти разряженный аккумулятор, то пожара не будет, он тихо и мирно «умрет» из-за переразряда.

Следите за напряжением в конце разряда аккумулятора и обязательно отключайте его после работы.

Разгерметизация — так же причина выхода литиевых аккумуляторов из строя. Внутрь элемента не должен попадать воздух. Это может произойти при повреждении внешнего защитного пакета (аккумулятор запаян в пакет наподобие термоусадочной трубки) в результате удара, или повреждения острым предметом, или при сильном перегреве вывода аккумулятора при пайке. Вывод — не ронять с большой высоты и паять аккуратно.

Хранить аккумуляторы, судя по рекомендациям производителей, следует в заряженном на 50-70% состоянии, лучше в прохладном месте, при температуре не выше 30°С. Хранение в разряженном состоянии отрицательно сказывается на сроке службы. Как и у всех аккумуляторов, у литий-полимерных есть небольшой саморазряд.

Были проведены сравнительные испытания на безопасность двух типов призматических литий-ионных аккумуляторов: с жидким и гель-полимерным электролитами (см. таблицу). При этом не принималось особых мер обеспечения безопасности аккумуляторов. Аккумуляторы испытывались проколом иглой, нагревом до 200 °С, коротким замыканием и очень высоким перезарядом (до 600 %). Как следует из таблицы, безопасность литий-ионных аккумуляторов с полимерным электролитом гораздо выше безопасности аккумуляторов с жидким электролитом.

Вид испытаний

Аккумулятор с гель-полимерным электролитом

Аккумулятор с житким электролитом

Прокол иглой

Не было изменений

Взрыв, дым, протечка электролита, повышение температуры до 250°С

Нагрев до 200°С

Не было изменений

Взрыв, протечка электролита

Ток короткого замыкания

Не было изменений

Протечка электролита, повышение температуры на 100°С

Перезаряд (600%)

Вздутие

Взрыв, протечка электролита, повышение температуры на 100°С

Батари на основе LI-PO аккумутятров:

Для получения батарей с высокой токоотдачей или большой емкости используют параллельное соединение аккумуляторов. Если вы покупаете готовую батарею, то по маркировке можно узнать, сколько в ней банок и как они соединены. Буква Р (parallel) после числа обозначает количество соединенных параллельно банок, a S (serial) — последовательно. Пример - «1500 3S2P» обозначает батарею, соединенную последовательно из трех пар аккумуляторов, и каждая пара образована двумя параллельно соединенными аккумуляторами емкостью по 1500мАч, т.е. емкость батареи будет 3Ач и напряжение — 11,1V.

Если вы покупаете аккумуляторы отдельно, то перед соединением их в батарею нужно уравнять их потенциалы, особенно это касается варианта параллельного включения, так как при этом одна банка начнет заряжать другую и зарядный ток может превысить значение 1C. Желательно, все купленные банки перед соединением разрядить до 3V током около 0.1- 0.2С. Напряжение надо контролировать цифровым вольтметром с точностью не ниже 0.5%. Это обеспечит надежное функционирование батареи в будущем.

Выравнивание потенциалов (балансировку) также желательно проводить даже уже на собранных фирменных батареях перед их первым зарядом, так как многие фирмы, собирающие элементы в батарею, не балансируют их перед сборкой.

Из-за падения емкости в результате эксплуатации нельзя добавлять новые банки последовательно старым - батарея будет при этом разбалансирована.

Нельзя соединять в батарею аккумуляторы разных, даже близких емкостей –и использовать в одной батарее аккумуляторы разных производителей - различное внутренне сопротивление приведет к разбалансировке батареи.

При пайке нельзя допускать перегрева выводов — это может вывести из строя элемент. Некоторые Li-Po аккумуляторы поставляются с уже припаянными к выводам кусочками текстолитовой печатной.

При больших зарядных токах (2 А и более) тонкие провода от зарядного устройства до батареи, а также подключение «крокодилами», а не штатными разъемами батареи к зарядному устройству приводит к паразитному падению напряжения в контактах и проводах, зарядному устройство раньше переходит в режим стабилизации напряжения, что увеличивает время заряда.

Необходимо контролировать емкость каждого элемента батареи.

Не стоит полностью сажать аккумулятор - это может разрядить самую слабую в сборке ниже 3В, из-за чего она еще больше потеряет емкость

Современные зарядные устройства имеют встроенные балансиры (balancer), которые позволяют заряжать все элементы в батареи отдельно под чётким контролем. Если зарядное устройство не оборудовано балансиром, то его необходимо приобрести отдельно и заряд аккумуляторов желательно производить с его использованием.

Внешний балансир —  это небольшая плата, подключаемая к каждой банке, содержащая нагрузочные резисторы, схему управления и светодиод, показывающий, что напряжение на данной банке достигло уровня 4.17-4.19V. При превышении напряжения на отдельном элементе порога в 4.17V балансир замыкает часть тока «на себя», не позволяя напряжению превысить критический порог.

Следует добавить, что от переразряда некоторых банок в разбалансированной батарее балансер не спасает, он служит только для защиты от повреждения элементов при заряде и средством определения «плохих» элементов в батарее.

Вышесказанное относится к батареям, составленных из трех элементов и более, всех «Литий» типов.

Вредно хранить батарею в переразряженном состоянии.

Существует мнение, что литий-полимерные аккумуляторы нельзя эксплуатировать при отрицательных температурах. Действительно, в технических характеристиках на батареи указан рабочий диапазон 0-50°С (при 0°С сохраненяется 80% емкости аккумулятора). Но тем не менее, использовать Li-Po аккумуляторы при отрицательных температурах, около-10…-15°С, можно. Дело в том, что не нужно перед использованием морозить батарею. А в процессе использования внутреннее выделение тепла в аккумуляторе оказывается в данный момент полезным свойством, не позволяя батарее замерзнуть. Конечно, отдача аккумулятора будет несколько ниже, чем при нормальной температуре.

Значит касательно электровелосипеда – подходят динамические зимние поездки.=)

Что касается хранения – тут действуют те же принципы что и в Li-ion аккумуляторах.

 С использованием материалов http://2a3a.ru.

Обычно это самый дорогой элемент электровелосипеда. Аккумуляторы различаются по напряжению, по ёмкости и токам отдачи.

Напряжение напрямую влияет на скорость велосипеда и бывает 24V, 36V, 48V, и выше.

Токи отдачи делятся на максимально продолжительные, при которых батарея будет работать в своем рабочем режиме и пиковые.

Continuous Discharge Current - Продолжительный ток разряда. Смысл этого в том, что если контроллер не будет брать из батарейки тока больше чем указанно в данном параметре, то батарейка будет работать в режиме, на который рассчитана. Для примера: дешевые китайские аккумуляторные батареи для электровелосипеда имеют Continuous Discharge Current в районе 15А. Более качаственные уже 20-30А.

Превышения контроллером допустимо продолжительного тока ведете в перегреву и отключению батареи, Если же конечно в таких батареях не предусмотрено защитное устройство для отключения аккумулятора при перегреве или переразряде.

Max Discharge Current – максимально допустимый ток разряда (кратковременный);

Maximum charge current- максимальный ток заряда акб;

Емкость - измеряется в Ач(Ампер часах). По сути то количество часов за которыя батарейка будет отдавать ток 1А. Аккумуляторы имеют свойтсво терять емкость из за неправильной эксплуатации. Поэтому емкость находиться под управлением BMS электровелосипеда – устройство, отслеживающее напряжение на каждой "банке" (Элементе) аккумулятора электровелосипеда. Задачи BMS электровелосипеда - следить, чтобы АКБ не перезарядился и не переразрядился. А самые умные БМС электровелосипеда умеют отслеживать температуру аккумуляторной батареи. Батарея с BMS имеет такой параметр, как максимально продолжительные токи отдачи и заряда, так и пиковые, при которых ,теоретически, должна сработать защита от КЗ (Короткого замыкания) и отключить элемент.

Не будем касаться свинцово-кислотных аккумуляторов – уж слишком они выходят объёмными и тяжелыми для электровелосипеда. Допустимы они разве что для трициклов.

Выделим наиболее подходящие типы аккумуляторов:

LI-Ion – литий-ионные

LI-Pо – литий-полимерные аккумуляторы (LI-Po)

Li-Fe – литий фосфатные, а точнее Li-Fe-Po4 - литий-Ферум-Фосфатные

http://habrahabr.ru/post/137276/ - Познавательный материал о том, что нас ждет в мире аккумуляторов.

http://habrahabr.ru/post/214047/ - Обзор новых технологий в производстве источников питания.

Осторожно! Некоторые Аккумуляторные батареи имеют свойства при нарушении режима эксплуатации, коротком замыкании, деформации батареи, протыкания, и прочих тотальных разрушений аккумуляторной батареи – выделять много тепла в виде чрезмерного нагрева, выделения дыма и даже огня.

Самый на мой взгляд опасный из при существующих на рынке батарей это Lipo- Литий полимерный аккумулятор.

Особенно эффектно выглядит то как заряжённая батарея полимерного аккумулятора возгорается впоследствии повреждений:


На данных момент одним из самых перспективных видов аккумуляторов являются аккумуляторы сделанные по Li-ion (литий-ионной) технологии. В этой статье речь пойдет о Li-ionаккумуляторах типа-размера 18650.

Основными достоинствами Li-ion аккумуляторов является высокая энергоёмкость, безопасность и вес. Слабыми местами является сравнительно не высокие токи отдачи по сравнению с Li-po («полимерные»)  и  Lifepo4 (литий-фосфатные или «железные»). Токи отдачи – это максимальный ток который может отдать батарея работая в штатном режиме.

- Превышение максимального тока отдачи ведет к перегреву и  потере емкости!

- Чрезмерное превышение тока отдачи Li-ion  батареи ведет к перегреву и сопутствующим спецэффектам!

Ток отдачи измеряется в «С», то есть емкости аккумулятора – Ампер-часах или «Aч».

Пример характеристик аккумуляторов:

Модель Емкость Ток отдачи
Icr 18650 26-fm 2600мАч 2C – 5200мА(5,2А)

В нашей мастерской мы приняли решение, создавать отличные батареи для электровелосипедов именно из Li-ion 18650.

Плюсом при проектировке и создании аккумулятора для электровелосипеда «Technobike» из элементов 18650 является тот факт, что из маленьких ячеек можно создать практически любую форму батареи.  Будь то батарея в форме треугольника в раму велосипеда, или батарея в форме прямоугольника на багажник.

Виды «химии» Li-ion аккумуляторов18650:

ICR

Литий кобальтовая технология Не дорогие аккумуляторы с токами отдачи 1C и 2C. Используются в устройствах с небольшим потреблением мощности. А так же китайцами для создания недорогих батарей для электровелосипедов Мощностью до 1000Вт.

IMR

Литий марганцевая технология Повышенный ток разряда примерно 4-10C. Обладают меньшей энергоемкость чем ICR

INR

Никель и марганец Современные аккумуляторы сочетают в себе емкость и высокие токи отдачи и как следствие высокую цену. Позволяет допускать разряд до 2,5в.  Используются для создания мощных легких батарей.

NCR

никель и кобальт c оксидом алюминия, в качестве изолятора Повышенный ток разряда примерно 4-10C. Обладают меньшей энергоемкость чем ICR

 Диапазон рабочих напряжений ячейки 18650 от 4,2V до 2,75V.

Так же, хитрый производитель может увеличить емкость завышением напряжения на элементе от 4,35V до 2,75V. Некоторые типы химии работают в диапазоне от 4,2V до 2,5V.

Интервал рабочих температур li-ionаккумуляторов18650: от -20 до +60 °С.

При создании батарей в мастерской Технобайк используются BMS. BMS – плата, контролирующая заряд-разряд батареи. Она защищает от замыкания, переразряда и перезаряда батареи, выше допустимых производителем пределов.